Фізкультурна-аздараўленчая работа

Кіраўнік фізічнага выхавання:

 

Алехна Алена Станіславаўна– сярэдняя спецыяльная адукацыя, без катэгоріі

 

ГРАФІК ПРАЦЫ:

ПАНЯДЗЕЛАК АЎТОРАК ЧАЦВЕР
9.00-12.00 8.00-13.00 10.00-17.00

 

Формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).

Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие  формы физического воспитания детей как:

  • утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
  • разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
  • закаливающие процедуры.

В соответствии с учебным планом дошкольного учреждения проходят

занятия по физической культуре (групповые и подгрупповые). Дни здоровья, физкультурные праздники и досуги, туристические походы проходят в соответствии с планом активного отдыха.

По мере необходимости организуется индивидуальная работа, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.  Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Ежедневно утреннюю гимнастику  проводят руководители  физического воспитания, а в случае их отсутствия воспитатели.  Утренняя гимнастика проходит  с музыкальным сопровождением. Неизменным успехом у детей пользуется утренняя гимнастика от клоуна Плюха, когда дети выполняют упражнения под музыку в соответствии с текстовым сопровождением. Также эта гимнастика используется в процессе организации динамических пауз между занятиями.

         Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. 

Подбирая комплексы  утренней гимнастики руководители  физического обращают внимание, на то чтобы  они были направлены на  различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

При проведении утренней гимнастики в помещении строго соблюдаются гигиенические правила. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви.  Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста  игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения  имитационного характера.

Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию  решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

В дошкольном учреждении организуются разные типы занятий: вводные, ознакомительные, смешанные, физкультурно-познавательные, однако предпочтение отдаётся учебно-тренировочным занятиям, на которых обеспечивается наиболее высокая моторная плотность.

В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте руководители физического воспитания при организации физкультурных занятий осуществляют индивидуальный подход с учётом их диагнозов.

Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) руководители физического воспитания  осуществляют в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и  задач, решаемых на занятии. 

С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен  заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.

Индивидуальная работа -  направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.

Организация активного отдыха   доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания. В нашем дошкольном учреждении организуются физкультурные досуги и развлечения, прогулки - походы на спортивные объекты, туристические походы.

        Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты.

Особенно интересно проходят спортивные мероприятия с участием родителей. На таких  соревнованиях обязательно  присутствуют веселье, радость.  Складываются хорошие дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, у детей между собой.

День здоровья – это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Когда день здоровья проходит в нашем дошкольном учреждении, то его активными участниками становятся все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги и другие сотрудники.

Использование элементарных форм туризма  в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках физкультурно-оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия дошкольного учреждения  с родительской общественностью.

Оригинальный подход к проведению мероприятия позволил дошкольникам почувствовать себя настоящими туристами, обогатил их знания, которые пригодятся им в дальнейших походах и прогулках.

 

 Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

     В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

     Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?

  Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

  Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

   По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

   Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

  Работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Перед педагогами ДУ, руководителем физического воспитания встает ряд важных вопросов:

  • Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
  • Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
  • Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?
  • Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?
  • Как сделать работу эффективной?

  Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.

  В нашем дошкольном учреждении оборудованы физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

  На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная площадка, беговая дорожка, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, спортивные игры).

  Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

   Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности.

  В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.

   Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

  Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

  Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

   В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

    Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

   Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

   Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

   Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем учреждении решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

    Будем надеяться, что разработанная модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

Меню раздела